?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересной статистикой поделилось НРА:

Объем средств населения на фондовом рынке Московской биржи за 2018 год увеличился в два раза и установил рекорд, превысив 1 триллион рублей, сообщили РИА Новости в Национальном рейтинговом агентстве (НРА).

"Текущие цифры размещения средств частными лицами на фондовом рынке являются рекордными. Объем средств населения на фондовом рынке, по данным Московской биржи, по итогам года преодолел историческую отметку в 1 триллион рублей, а физическими лицами было приобретено облигаций на 185 миллиарда рублей (трехкратный рост год к году). В 2018 году был двукратный рост по объему средств на фондовом рынке", — сообщила руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.

По подсчетам экспертов, число счетов физических лиц на фондовом рынке также растет. "Число активных счетов клиентов (в рамках месяца совершается хотя бы одна сделка) – 190 тысяч по итогам 2018 года (+35% за год)… Число индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) выросло на 66% за год, превысив полумиллионную планку (на начало года – 302 тысячи)", — подсчитали в НРА.

"Рост заинтересованности в ИИС может быть обусловлен тем, что инвестор имеет право на один из двух видов инвестиционных вычетов по НДФЛ: вычет в размере 13% на сумму ежегодного взноса до 400 тысяч рублей (возврат до 52 тысяч рублей в год) или освобождение от налогообложения всей суммы дохода, полученного на ИИС (при закрытии счета)", — пояснила Артемьева (с) http://www.ra-national.ru/ru/node/63248


Теперь давайте выделим основные цифры, в том числе возьмем их из пресс-релизов биржи:

  • физлица принесли на рынок за год около 500 млрд рублей, вдвое увеличив объем средств;

  • самих физиков, согласно данным биржи, стало на 54% больше, чем годом ранее; (без учета ДУ)

  • число активных физиков выросло почти на 61%;

  • доля физлиц в общем объеме торгов на рынке акций (35%), а на срочном рынке (43%).

То есть все показатели объемов по физлицам выросли на 50%-100%. Но на рынке есть не только физлица, поэтому давайте посмотрим, насколько действительно выросла активность на рынке с учетом такого заметного роста ликвидности:

  • оборот на рынке акций, долговых расписок и паев увеличился по сравнению с 2017 годом почти на 18% - до 10,8 трлн руб.;

  • оборот на срочном рынке - на 5,6%, до 8,9 трлн руб.;

  • оборот на рынке облигаций сократился - на 6,9%, до 10,2 трлн руб.

То есть физиков в объеме торгов на этом рынке 35-45%, а оборот вырос на 5,6%-18%, в облигациях даже сократился. Это в т.ч. говорит о том (рынок акций и производных), что  на рынок пришли "инвесторы" и сотрудники банков и брокеров смогли не только ИСЖ продать под видом вкладов, но и значительное количество людей убедить придти в ИИС (в этом году физлицам очень плотно продвигали тему тему того, что налоговый вычет позволит им получить дополнительную доходность) и просто открыть брокерские счета, внеся на них средства для покупки "дешевого рынка" и облигаций, чтобы в отличие от вкладов (где ставки низки) повысить свою доходность до "Вы знаете, это почти как вклад, то есть рисков почти нет, смотрите, как растет рынок ...  только доходность 13%-18%".

"Инвесторы" по совету сотрудников финансовых организаций зашли на несколько лет. Могу предположить, что большинство ориентировали на "налоговые" 3 года. С одной стороны я периодически в этом блоге говорю о том, что торговля на бирже это путь чаще к убыткам, и поэтому приходить сюда нужно осознанно  -  работать и при этом иметь торговую систему и железную дисциплину. А не как мы обычно это делаем, в том числе пытаясь спекулировать валютой на резких ее движениях (ссылка). С другой стороны, если "зайти и купить" на три года, то это тоже ни к чему позитивному не приведет в большинстве случаев. Если мы говорим о нашем рынке. Я также об этом ни раз говорил (ссылка).

Давайте посмотрим, что купили физлица, учитывая что прирост средств вдвое и в целом 0,5 трлн рублей дополнительных денег это значимо для рынка акций. Первое - рынок акций (смотрим на индекс ММВБ):



Физлица на 0,5 трлн рублей купили то, что выделено красным цветом на графике выше. Ну, или, если чуть крупнее, из нашей темы про про перспективы рынок в вцифрах (ссылка)  -  то купили они последнюю свечу:

годовые_графики_brent_1999-2018.png

Наверное, логично будет предположить, что по итогам таких "успехов" в этом году фин. менеджеры получат план еще выше и причин / поводов (для физлиц) захода в рынок. Но рынок так устроен, что зарабатывают всегда на слабых руках: на тех, кто не умеет держать позицию, и на тех, кто не умеет фиксировать небольшой убыток. Логично предположить, что 500 млрд средств частных инвесторов в течение двух ближайших лет крупные игроки захотят ошкурить (иначе зачем этот рынок?). То есть к 2021 году и до 2022-2023 гг. логично видеть хорошую просадку рынка (либо в акциях, либо за счет потерь этих физиков за счет сильной девальвации рубля, ссылка), чтобы либо вынудить физлиц совершить неверное действие по выходу из акций на минимумах, либо по факту их поставить в ситуацию, когда их сбережения "сгорели" на девальвации (и тогда они совершат двойную ошибку, вероятно, пытаясь фиксировать убытки в акциях и прыгая в ушедший поезд девальвации). Сумма слишком большая, чтобы пройти мимо нее и ждать, когда же просто вырастет рынок. Даже 15% просадка и фикс физлиц там своих позиций (если еще и в СМИ будут кричать "аааа, всё плохо на рынке акций"), это уже ~50 млрд [потенциально] прибыли для тех, кто либо в 2018 году раздал и купит на просадке, либо тех, кто купит на просадке и продаст при восстановлении рынка. А просадка рынка, скажем до значений середины 2017 года, это уже 100 млрд потенциальной прибыли для крупных игроков и потенциального убытка физлиц.

Тем более, что как мы видим, рынок особого роста на этих деньгах не показал. При том, что правительство отрапортовало о "вставании с колен".

В этом смысле особенно интересно будет посмотреть на точку входа физлиц на рынок облигаций (через индекс ОФЗ):



Точка входа обозначена на графике выше красным.

Если подытоживать сказанное, то нужно понимать, что в ситуации обострения торговой войны (ссылка) рынку будет расти очень сложно. Кроме того, мы видим, как всё больше и больше крупных экономик замедляется (по итогам конца 2018 года). Сильный рост нашего рынка на таком фоне возможен пока только на девальвации (после нее). На мой взгляд. Это будет и рост нефтянки на росте рублевой бочки нефти (ссылка), и переоценка стоимости (Сбербанк).

В одной из следующих записей продолжим и рассмотрим альтернативный сценарий.

_
Если Вы хотите понимать, что происходит вокруг Вас, а также получать больше полезной информации и получать ее более оперативно, поставьте приложение Telegram и присоединяйтесь к нашему новому каналу - http://t.me/ecworld - заходите и обязательно нажимайте внизу канала кнопку JOIN.

 

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
tengri_spirit
Feb. 8th, 2019 04:44 pm (UTC)
Нахлобучат пенсов, как пить дать.

Проверено десятилетиями - сбербанк ссср, ммм, девальвации, деноминации...

А если они еще и в рублевые инструменты вложились на долгосрок - это просто бинго.
alex5444
Feb. 8th, 2019 06:45 pm (UTC)
Если до пенсии 20 лет то нормально:-):-):-)
А так на верхах помоему раздали.....
alex1225
Feb. 8th, 2019 07:39 pm (UTC)
Вспоминается народное IPO ВТБ....
Ну и помощь Владимира Владимировича. Без него бы совсем тоска была.

))))))

Edited at 2019-02-08 04:39 pm (UTC)
0ratoria
Feb. 8th, 2019 08:37 pm (UTC)
Ну, пока лучше в защитных активах сидеть, и подальше от банковской системы, а году в 24-м так можно и на фондовый рынок зайти, но не больше, чем на 20% от капитала (то есть, если продуешь, не так страшно), и в недвижимость. ИМХО.
snooki_snooki
Feb. 11th, 2019 03:30 pm (UTC)
Золото сейчас, если не ошибаюсь? (:
0ratoria
Feb. 11th, 2019 03:43 pm (UTC)
Да, золото вроде неплохо смотрится.
maybehom
Feb. 9th, 2019 03:54 am (UTC)
Здравствуйте!

У меня к вам два вопроса по теме статьи, один масштабный, другой второстепенный. Начну с масштабного.

Как я понимаю, одним из серьезнейших рисков для инвестора, работающего с рублевыми инструментами, является
девальвация. Которая уже не раз происходила в новейшей истории, причем в разы. И в этом с вами нельзя не согласиться.
Но давайте посмотрим на альтернативу - американскую валюту. Не считаете ли вы, что с долларом мы имеем не менее
серьезный набор рисков?

Например, если международная обстановка значительно ухудшится, то доллар может прекратить хождение в России. Не
выйдет ли так, что вместо того, чтобы печатать рубли, правительство конфискует куда более необходимую ему валюту? Ведущие
банкиры уже заикались о том, что в случае ужесточения санкций могут выдать вклады в рублевом эквиваленте. Нужные
законы у нас принимаются быстро, а обменный курс при этом может быть продуктом расчета ЦБ.

Если не депозит, то акции или облигации американских компаний или правительства? Но при том же ухудшении отношений
не запретят ли США обмен и выкуп своих бумаг для России?

Ну и, говоря о наличных суммах, не дома же их держать. А последние несколько исчезновений из сейфов в банках тоже не
внушают оптимизма.

Кроме того, ваши прогнозы говорят все-таки об умеренной рублевой девальвации в следующие несколько лет. Причем
многое, как вы пишете, будет зависеть скорее от решений правительства и ЦБ по созданию профицита бюджета, а не от
обстоятельств непреодолимой силы типа прогнозируемого краха экономики.

С учетом сказанного, вы по-прежнему считаете, что инвестировать физикам лучше не в рублях?


И второй вопрос, мелкий.
А почему вы настроены против ИИС?
С ИСЖ понятно, но ИИС со стороны государства - это почти чистая благотворительность. Положив на счет по 400 тыс. руб.
в первый, второй и третий годы, и купив на них трехлетний выпук ОФЗ, работающий человек действительно получает
гарантированную доходность выше 12% годовых за счет налогового вычета. Изменятся обстоятельства - второй и третий
годы можно не докладывать денег, если, например, депозиты станут по 13%.
Единственный недостаток, надо держать этот счет три года, но это все-же не проблема?



Edited at 2019-02-09 01:04 am (UTC)
ucl50
Feb. 9th, 2019 09:48 am (UTC)
Ты вроде всё правильно понимаешь, и написал нормально, но про "инвестировать физикам лучше не в рублях" а так же "А почему вы настроены против ИИС?" тут никогда не говорилось, честно говоря.
maybehom
Feb. 9th, 2019 09:57 am (UTC)
Я читаю статью и вижу:

"Это в т.ч. говорит о том (рынок акций и производных), что на рынок пришли "инвесторы" и сотрудники банков и брокеров смогли не только ИСЖ продать под видом вкладов, но и значительное количество людей убедить придти в ИИС"

"С другой стороны, если "зайти и купить" на три года, то это тоже ни к чему позитивному не приведет в большинстве случаев. Если мы говорим о нашем рынке."
ucl50
Feb. 9th, 2019 10:04 am (UTC)
Да понятно всё, не спорю, но в блоге есть своя специфика: чтоб разобраться, надо читать не одну статью, а много статей...
nishi_miller
Feb. 9th, 2019 01:02 pm (UTC)

А чем плоха стратегия вложить 400к в иис на 3 года,  затем повторить это же два раза, покупая на них офз или иные облигации вэба/сбера , доводя таким образом трехлетнюю доходность до 11% , причем самым консервативным образом? 

ecworld
Feb. 9th, 2019 05:57 pm (UTC)
для маленького консервативного инвестора ничего плохого. очень даже хорошо. если забыть про декабрь 2014, январь 2016, 1998 год.
nishi_miller
Feb. 9th, 2019 11:18 pm (UTC)
а как консервативного инвестора (имхо 11-12% - это не так и консервативно) подкосит вариант 2016 года? (про 98 понятно - дефолт обнуляет все). Упущенные возможности?
ecworld
Feb. 10th, 2019 03:30 am (UTC)
Да. Плюс, если мы не только про ОФЗ говорим, то с ликвидностью могут быть проблемы.
nishi_miller
Feb. 10th, 2019 12:47 pm (UTC)
Перво-наперво - спасибо, что отвечаете на "новичковые" вопросы

А насчет ликвидности: погашение же при достижении своей даты безусловное, то есть, купив облигации со сроком погашения +3г к открытию ИИС, проблем с ликвидностью мы испытывать не должны

Разве что если придется продавать посреди срока
ecworld
Feb. 10th, 2019 02:26 pm (UTC)
не знаю, какой у Вас опыт торговли. но я хорошо знаю, как действуют люди при приближении рынка к своим экстремумам.

если каждый месяц доллар будет прибавлять условно по 10 рублей (те три года), не знаю, насколько хватит Вашего терпения, чтобы дождаться срока погашения.

можете найти по тегу или календарю декабрь 2014. я описывал здесь эмоции и поведение людей. даже в отрасли некоторые переживали, что и Сбер может не выдержать, когда налик не успевали в регионы отправлять.
maybehom
Feb. 10th, 2019 04:35 pm (UTC)
То есть, ваша рекомендация - все-таки доллары?

(прошу прощения, что в чужом комменте, но на мой вы так и не ответили)
ecworld
Feb. 11th, 2019 03:25 am (UTC)
1. я не даю рекомендаций;
2. ответы на Ваши вопросы есть в блоге;

3. бан за лень (нежелание пользоваться поиском), см. Правила.
nishi_miller
Feb. 12th, 2019 10:59 pm (UTC)
опыта торговли у меня нет
и не будет, думаю - наслышан про эмоциональные решения, и не хочу искуса

//если каждый месяц доллар будет прибавлять условно по 10 рублей (те три года), не знаю, насколько хватит Вашего терпения, чтобы дождаться срока погашения.

так деньги на ИИС не последние вложены - в доллары пойдут другие сбережения
kottanja
Feb. 13th, 2019 06:22 am (UTC)
Что то не сходится, минфинансов с трудом размещает долговые бумаги, а у вас все окей, может вы не про Россию пишите или фин прессу не читаете. Бакс подорожал на 15%, бумаги дают 7-8 %, инфляция более 5-7% фактически, если осторожничать, А ,наверное вы про московию пишите, а замкадье не имеете ввиду. Ох ребятишки, я понимаю бабло надо отрабатывать.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

ecworld
ecworld

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner